
Вы пользуетесь интернетом? Пройдет еще пара лет, и этот вопрос пополнит список риторических. Уже сегодня благодаря глобальной паутине сотни тысяч наших соотечественников общаются, смотрят фильмы, слушают музыку, делают покупки, узнают новости... А «поставщики» последних – средства массовой информации – активно завоевывают вебпространство и вебаудиторию. Не осталась в стороне и многотиражка ОАО «Нафтан». О том, зачем печатному изданию сайт, рассказывает инициатор и разработчик портала gazeta.naftan.by, редактор «Вестника Нафтана» Юрий ПАВЛЮК:
– Взаимоотношения прессы и интернета должны строиться по принципу «не вместо, а вместе». Функции СМИ остаются прежними, а их инструменты благодаря технологиям становятся все более совершенными. Теперь информация (статьи, фотографии, аудио- и видеозаписи) доступна в любое время в любой точке Земли. Поиск интересующих сведений максимально упрощен. Архив данных прост в навигации и безграничен в объемах.
Сегодня в нашей стране веб-представительства есть у всех республиканских и областных, а также большинства городских и районных изданий. Создание интернет-версии «Вестника Нафтана» началось с разработки уникального макета. При этом использовались самые современные достижения и тенденции развития веб-дизайна. Результат – интуитивно понятная навигация, рациональное использование пространства, разумное сочетание текстовых и графических материалов. Портал не перегружен, странички загружаются довольно быстро.
В то же время содержательная часть весьма обширна. Подробная информация о газете, включая блог редакции, архив номеров в формате PDF, календари и плакаты «Вестника Нафтана». Богатая фотогалерея. Статьи разбиты на рубрики («Производство», «Социальная сфера», «Люди», «Спортивный интерес» и другие).
На сайте gazeta.naftan.by организован поиск по ключевым словам (т. н. тегам). Есть возможность задать вопрос на «Прямую линию», послушать и скачать корпоративную музыку (например, «Гимн «Нафтану» и песню «Полимировцы»), поучаствовать в опро-сах. Плюс само собой разу-меющиеся добавки – прогноз погоды, курсы валют, цены на топливо, календарь праздничных дат, расписание транспорта… Уверен, популярностью будет пользоваться и видеоархив, где мы выкладываем видеосюжеты о зрелищных и значимых для предприятия событиях. Сейчас, например, можно посмотреть фрагменты шествия колонны ОАО «Нафтан» на праздновании Дня Независимости в Витебске.
Доступность и востребованность информации, представленной на сайте, очевидны. Но это далеко не все возможности, которые дает интернет. Взять, к примеру, счетчики. Для читателя они служат ориентирами: увидев, что материал просмотрели полторы тысячи посетителей, редко кто сможет пройти мимо и не стать тысяча пятьсот первым. Для редакции статистика важна не меньше. В ней – рейтинги популярности тем и освещающих их журналистов. Читай: пожелания по поводу дальнейшей работы редакции. Словом, обратная связь.
Многие интересуются: не потеряет ли читателей печатный вариант газеты с появлением ее сайта? Не упадет ли тираж? Для нас количество выпущенных бумажных номеров – не самоцель. Настоящая популярность – это цитирование, когда в автобусе или во время обеденного перерыва люди обсуждают, что прочитали в свежем выпуске «Вестника Наф-тана». Это надежда, когда в редакцию звонят с просьбой помочь решить определенную проблему. Это стремление к сотрудничеству, когда с помощью корпоративной многотиражки руководство предприятия, производств, цехов и отделов, а также общественные организации и клубы по интересам доносят до заводчан ту или иную информацию. Это доверие, когда подшивка газеты встречает посетителей музея ОАО «Нафтан»...
К тому же, аудитория печатных изданий и интернет-СМИ различна. Люди старшего поколения предпочитают первые, молодежь – вторые. Но заводчане любого возраста хотят быть в курсе того, что происходит на предприятии. Поэтому корпоративная газета должна быть информационным продуктом, рассчитанным на максимально широкий круг потребителей. Иначе у нее нет будущего.
Говоря о читателях «Вестника Нафтана», нельзя забывать и о тех, кто не работает на предприятии, но интересуется его жизнью. Это ветераны завода. Его деловые и социальные партнеры. Молодежь, рассчитывающая после окончания учебы пополнить ряды нафтановцев и полимировцев. Представители других СМИ, аудитория которых также небезразлична к будням и праздникам новополоцкого нефтехимического комплекса… Далеко не все они имеют возможность выписывать газету. Но у подавляющего большинства есть компьютер с выходом во всемирную сеть.
Коллектив «Вестника Нафтана» благодарен главным кураторам издания – генеральному директору Вячеславу Якушеву и его заместителю Николаю Колбасенко, которые поддержали идею создания интернет-версии газеты. На завершающем этапе – размещении сайта в сети – консультативное участие в проекте приняли главный метролог Владимир Корчев, начальник отдела АСУ Михаил Пашкович, заместитель начальника отдела инновационного развития Игорь Ляхнович. Большую техническую поддержку оказал инженер-программист отдела АСУ Николай Ставер.
...Когда я набирал эту статью, компьютер упорно исправлял первую букву в слове «интернет» на заглавную. Еще лет пять назад это было бы правильно (а когда-то и «радио» писалось с большой «Р»). Но сегодня глобальная паутина – самая обычная вещь. И относиться к ней нужно соответственно, используя с умом и без страха.