Письмо администратору Карта сайта На главную
Герб и флаг Республики Беларусь Герб города Новополоцка
Главная
Наш город
Городской исполнительный комитет
Городской Совет депутатов. Боровухский поселковый Совет
Официальное опубликование
Обращения граждан и юридических лиц
Правопорядок
Экономика
Инвесторам
Недвижимость
Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования
Организации и учреждения
Сфера услуг
Образование
Здравоохранение
Культура, отдых, спорт, туризм, досуг
Городские СМИ
Новости
Архив новостей
Общественные обсуждения
Объявления
Афиша
Расписание движения транспорта
Контакты
Вопрос-Ответ
Телефоны первой необходимости
Одно окно
Пограничная безопасность
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь
Карта сайта

2017 - Год науки в Беларуси

ДЕНОМИНАЦИЯ-2016

Национальный конкурс «Предприниматель года»

НОВОСТИ БЕЛАРУСИ - БЕЛОРУССКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО

Official Website of the Republic of Belarus
National Tourism Agency
Information On Tourist Destinations Of Vitebsk Region

ВИТЕБСКИЕ ВЕСТИ - Газета Витебского областного исполнительного комитета

Газета «НОВОПОЛОЦК СЕГОДНЯ» Учредители: Новополоцкий городской исполнительный комитет и Новополоцкий городской Совет депутатов

Новости
Новые тарифные планы Интернет-провайдера «Вектор»
Афиша кинотеатра «Минск»
Афиша городских мероприятий
Главная arrow Новости arrow Если горит автомобиль
Если горит автомобиль Версия для печати
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 
01.11.2011

Оперативная съемка МЧС. 

 

Горят автомобили довольно часто. 10 из 27 пожаров, случившихся с начала этого года в Новополоцке, произошли в автомобилях. Как правило, загораются они из-за замыканий в электропроводке или негерметичности топливной системы, если, конечно, не брать в расчет поджоги, которые в последнее время становятся все более частым явлением. Известны также случаи воспламенения машин от разрядов статического электричества при заправке автомобиля из пластмассовой канистры, на поверхности которой происходит накопление заряда статического электричества. Малейшая искра... и пары бензина вспыхивают.

 

Неисправности электропроводки и системы питания могут быть следствием заводских дефектов, некачественного ремонта, значительного срока службы автомобиля или появится при аварии. Последний вариант наиболее опасен, поскольку зачастую при сильных ударах нарушается герметичность деталей топливной системы и целостность изоляции электропроводов одновременно. Даже если сразу после удара машина не загорелась, попытка завести двигатель и доехать на ней до дома или сервиса может закончиться плачевно.

 

Для возникновения огня необходимо наличие трех составляющих – горючего вещества, окислителя и источника огня. Эту схему называют «треугольником пожара», а его углы символизируют три обязательные составляющие. Уберите хотя бы один из этих компонентов и огонь погаснет.

 

Без горючего вещества нечему будет гореть, без окислителя (кислорода содержащегося в воздухе) горение большинства веществ невозможно в принципе, а убрав источник возгорания (искры, пламя) мы уберем главную причину возникновения пожара.

 

Любой процесс тушения направлен на «разрушение» этого треугольника. Накрывая огонь плотным покрывалом, засыпая песком или землей, мы пытаемся перекрыть приток к огню окислителя, а заливая водой, стараемся убрать источник возгорания и снизить температуру. Но это все «дедовские» методы тушения. Толку от них крайне мало, и машина за это время может сгореть полностью.

 

Современные огнетушащие вещества воздействуют не на одно а, как правило, на два составляющих «треугольника пожара», и потому их эффективность значительно выше. Но, даже такие вещества при неумелом применении могут дать совершенно противоположный эффект, а в некоторых случаях даже нанести вред здоровью. Поэтому выбор огнетушителя для автомобиля оказывается не таким простым делом, если, конечно, он покупается для использования по назначению, а не для прохождения техосмотра. Для правильного выбора огнетушителя нужно сначала разобраться в том, что в машине может гореть. Во-первых, это топливо – жидкое горючее вещество, одна часть которого будет находиться в баке, а другая может разлиться в моторном отсеке и под автомобилем. Во-вторых – изоляция электропроводов, звукоизолирующие материалы, обивка сидений и потолка, коврики, пластик, краска, герметик и антикоррозионные материалы. Все это можно отнести к твердым горючим веществам. В машинах оборудованных газовыми топливными системами присутствует также горючий газ, находящийся под давлением, а баллон создает угрозу взрыва. К этому списку добавим содержимое багажника. И все это, в случае чего, нужно будет быстро потушить.

 

Также необходимо учитывать большие перепады температур в салоне автомобиля – от -40°С зимой до +50°С и выше летом. В жару, при закрытых дверях и окнах, солнце способно просто раскалить внутреннее пространство автомобиля. При этом огнетушитель должен сохранять свою работоспособность и в любую минуту быть готовым к тушению. Машина полностью сгорает всего за несколько минут. Надеяться на спасателей не приходится, поскольку время их прибытия составит в лучшем случае несколько минут, если, конечно, машина не горит на фасаде пожарной части. За это время огонь успеет полностью охватить машину и спасать будет уже нечего. Шанс самостоятельно справиться с огнем присутствует приблизительно в течение первых 30-60 секунд после его обнаружения, пока он не набрал силу. Если пламя успело охватить около 10 – 25% автомобиля, потушить его самостоятельно вряд ли получится. В нашем распоряжении только одно оружие – огнетушитель. И подходить к его выбору нужно ответственно. Иначе в критическую минуту рискуем оказаться абсолютно беспомощным.

 

Рассмотрим огнетушитель подробнее. Начнем с его размера, вернее с объема вещества находящегося внутри корпуса. Согласно требованиям правил пожарной безопасности, в легковом автомобиле должен находиться огнетушитель с объемом огнетушащего вещества не менее одного литра. Больше – пожалуйста, а вот меньше нельзя – смысла в нем тогда нет!

 

Теперь попробуем разобраться в видах огнетушителей. Их надо выбирать не по внешнему виду, а по содержанию. Как не существует одного лекарства от всех болезней, так и не изобретено пока вещество, способное потушить все что горит. Неправильный выбор огнетушащего вещества снижает эффективность его применения и существенно уменьшает шансы водителя спасти свою машину.

 

Для тушения применяют водную или химическую пены, инертные газы, различные порошки.

 

Углекислотный огнетушительУглекислотный огнетушитель. Это простой газовый баллон с раструбом. Наполнен он сжиженным углекислым газом. При открывании вентиля из конического раструба появляется струя белых хлопьев, напоминающих снег и имеющих температуру -70°С. Попадая в зону горения, углекислота одновременно охлаждает ее и вытесняет из нее воздух, а потому горение быстро прекращается. Преимуществом углекислотного огнетушителя является то, что он не оставляет следов. А потому обивка салона останется после него чистой. Недостатки – зависимость давления в баллоне от температуры окружающей среды (при – 20°С и ниже огнетушитель работает плохо), существует опасность обморожения рук, необходима крайняя осторожность при использовании его в закрытых пространствах, например гаражах (вдыхание углекислого газа вызывает потерю сознания, а попадание струи углекислоты в лицо может привести к летальному исходу). Если в машине установлено газовое оборудование и огонь успел нагреть ресивер, нельзя допускать попадание на него струи углекислоты, поскольку резкое охлаждение его стенок может привести к взрыву.

 

Про всевозможные водные и пенные огнетушители вообще говорить не стоит, поскольку в состав их огнетушащего вещества входит вода, а она имеет свойство замерзать. Минимальная температура, при которой эти огнетушители сохраняют свою работоспособность +5°С.

 

Порошковый огнетушительОстановимся поподробнее на порошковых огнетушителях. Состоят они из корпуса, в котором находится запас порошка, и баллона со сжатым воздухом или инертным газом. Последний не только создает струю порошка, но и вытесняет воздух из зоны горения. Эти огнетушители не опасны для человека и не чувствительны к значительным колебаниям температур. Содержащееся в них вещество – измельченные до порошкообразного состояния минеральные соли с различными добавками. Попадая в очаг, порошок плавится, образуя пленку препятствующую поступлению воздуха к горящему материалу. Несомненным достоинством порошка является то, что он борется с тлением и повторными возгораниями. По буквам, указанным в инструкции по применению, можно легко определить, для тушения какого вещества предназначен данный огнетушитель. Как правило, там присутствуют буквы АВСЕ, ВСЕ либо D. Эти буквы обозначают класс пожара. Все зависит от того, какое вещество горит. Так класс «А» присваивается пожару, если на нем горят твердые горючие вещества в основном органического происхождения – дерево и изделия из него, текстиль, бумага и т.п. Классом «Б» обозначают горящие жидкие вещества или плавящиеся твердые – различные виды топлива и другие нефтепродукты, растворители, краски, пластик и т. п. Класс «С» указывает на горение газов, класс «D» свидетельствует о наличии металлов и их сплавов, а класс «Е» присваивается в том случае, когда произошло возгорание электрооборудования находящегося под высоким напряжением. Чуть раньше мы уже рассмотрели, что может гореть в автомобиле. Там были и твердые и жидкие и даже газообразные (при условии, что на автомобиле установлено газовое топливное оборудование) горючие вещества. А потому наиболее подходящим для тушения автомобиля является огнетушитель, заправленный порошком класса АВСЕ. При этом объем огнетушащего вещества должен быть не менее двух килограммов. Его хватит на 5-10 секунд непрерывной работы огнетушителя.

 

КАК ТУШИТЬ?

 

Теперь разберемся, как правильно тушить автомобиль. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Запас вещества в огнетушители ограничен и его нужно использовать максимально рационально, чтобы хватило на полную ликвидацию возгорания. Если хотя бы в одном месте останется огонь, он может вновь быстро набрать силу и машина сгорит уже полностью.

 

Итак, при появлении первых признаков возгорания автомобиля сразу остановитесь у обочины и выключите зажигание. Высадите пассажиров и покиньте машину сами. Попросите попутчиков или прохожих вызвать спасателей по телефону 101, а сами приступайте к тушению. (Огнетушитель должен находится в легкодоступном месте!!!) При загорании в моторном отсеке сначала нужно открыть капот. Делать это следует осторожно, прикрываясь им от возможного выброса пламени. Дело в том, что при этом происходит резкое увеличение притока воздуха в зону горения и, соответственно, усиление огня. Точно так же следует вести себя при необходимости попасть в горящий салон или багажник. Дверь машины или крышку багажника открываем осторожно, прикрываясь ими от огня. Если в течение нескольких секунд выброса не произошло, можно, соблюдая осторожность, выйти из-за укрытия и тушить огонь с более удобной позиции.

 

Огнетушащее вещество расходуем экономно, кратковременно (0,5 - 1 сек) нажимая на рукоятку огнетушителя. Струю направляем не в сам огонь, а на горящую поверхность, начиная от ее краев и постепенно переходя к центру. Если же горит сама машина и разлившейся под ней бензин, то в первую очередь гасим огонь на земле, а затем переходим на машину. Пламя хорошо распространяется снизу вверх и плохо в обратном направлении, а потому бессмысленно тушить машину, когда под ней горит разлившейся бензин. Он тут же будет поджигать ее снова.

 

Полностью опустошать огнетушитель не следует. Нужно оставить в нем 10-15 % вещества. Еще раз внимательно осмотрите автомобиль – не остались ли где-нибудь скрытые очаги горения (на днище машины, на земле, внутри салона, под сиденьями и т.д.), чтобы они не разгорелись снова и не привели к повторному возгоранию. Обнаруженные огонь и тление дотушиваем оставшимся в огнетушителе веществом.

 

Если есть ветер, нужно учитывать его направление. Боковой будет сдувать струю вещества в сторону, встречный – существенно уменьшать ее дальность, заставляя ближе подходить к огню.

 

У всех огнетушителей ограниченный срок годности. Как правило, это 3-4 года. После его истечения требуется либо перезарядка, либо замена новым. Предлагаю пойти вторым путем. Дело в том, что теоретических знаний при тушении пожара недостаточно, нужен хотя бы небольшой опыт. Получить его можно потушив что-либо просроченным огнетушителем, например костер на пустыре. Только не забудьте подстраховаться ведрами с водой.

 

Но всегда предотвращенный пожар лучше потушенного, а потому следите за техническим состоянием своего «железного друга», будьте осторожны и до пожара не доводите.

 

 

Николай Якубеня, старший инспектор
ГПиО Новополоцкого ГОЧС

 
 
Ими гордится Новополоцк
Вопрос-ответ
Одно окно
Обращения граждан и юридических лиц
Вакансии
ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ВЕКТОР-ТВ
http://www.president.gov.by
http://government.gov.by
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
http://www.ncpi.gov.by/ncla/debur/
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
http://www.government.by/ru/rus_businessacts_20.html
http://export.by/
http://www.vitebsk-region.gov.by/
http://president.gov.by/press10664.html
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА [Единый портал электронных услуг]
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ
55 добрых дел к юбилею города
Новополоцкий центр предпринимательства и недвижимости

Яндекс цитирования

   Все права защищены Законом Республики Беларусь.
   При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


Рекомендуемое разрешение экрана 1280х1024
Дизайн ИЦ ПГУ