Письмо администратору Карта сайта На главную
Герб и флаг Республики Беларусь Герб города Новополоцка
Главная
Наш город
Городской исполнительный комитет
Городской Совет депутатов
Официальное опубликование
Обращения граждан и юридических лиц
Боровухский поселковый исполнительный комитет
Правопорядок
Экономика
Инвесторам
Недвижимость
Госрегистрация и ликвидация субъектов хозяйствования
Организации и учреждения
Сфера услуг
Образование
Здравоохранение
Культура, отдых, спорт, туризм, досуг
Городские СМИ
Новости
Архив публикаций
Общественные обсуждения
Объявления
Афиша
Расписание движения транспорта
Контакты
Вопрос-Ответ
Телефоны первой необходимости
Одно окно
Инспекция Министерства по налогам и сборам
Пограничная безопасность
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь
Карта сайта

2018 - Год малой родины

80 лет Витебской области

Республиканский молодежный конкурс «100 идей для Беларуси»!

Европейские игры - 2019

60 лет Новополоцку

Новополоцк – культурная столица Беларуси 2018

НОВОСТИ БЕЛАРУСИ - БЕЛОРУССКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО

Official Website of the Republic of Belarus
National Tourism Agency
Information On Tourist Destinations Of Vitebsk Region

ВИТЕБСКИЕ ВЕСТИ - Газета Витебского областного исполнительного комитета

Газета «НОВОПОЛОЦК СЕГОДНЯ» Учредители: Новополоцкий городской исполнительный комитет и Новополоцкий городской Совет депутатов

Профилактика насилия в семье

Новости
Новые тарифные планы Интернет-провайдера «Вектор»
Афиша кинотеатра «Минск»
Афиша городских мероприятий
Главная arrow Новости arrow От хорошего – к лучшему...
От хорошего – к лучшему... Версия для печати
10.01.2015

Первый заместитель председателя правления РОО «Белорусский союз транспортников» Валентина ЛеончикВ канун Нового года в здании городской администрации прошел круглый стол на более чем актуальную тему. Сегодня слово «мобильный» во всех европейских странах становится синонимом слова «современный». В этом ключе и шел разговор. Его участники размышляли вслух о том, как сделать Новополоцк еще более удобным для людей. Если же прибегнуть к буквальной стенографии, то предмет дискуссии был сформулирован как «Улучшение системы городской мобильности Новополоцка на принципах устойчивого развития».

 

Столичное экспертное сообщество возглавляла первый заместитель председателя правления РОО «Белорусский союз транспортников» Валентина Леончик (на фото). Она же, на правах руководителя проекта «Сделаем город удобным для жизни», презентовала разработанную Концепцию принимающей стороне. Открывая дискуссию, Валентина Павловна сказала, что Концепция – это коллективная футуристика, совместный интеллектуальный прогноз представителей местных властей, профильных организаций и независимых экспертов. В его основу положены принципы устойчивого развития. Иначе говоря, попытка заглянуть за горизонт видимого является логическим продолжением Местной повестки-21 «В интересах нынешнего и будущего поколений», принятой в Новополоцке в 2010 году.

 

В полиграфической ипостаси Концепция – 50-страничная книга, отпечатанная цифровым способом на добротной мелованной бумаге. Верстка, графика, иллюстративный ряд – все свидетельствует о большой издательской культуре, которая помогала появлению на свет детищу солидарной градоустроительной мысли. Но нам, жителям Новополоцка, важнее содержательная сторона дела. Нам хочется знать, о каких «подводных рифах» предупреждает город этот аналитический путеводитель, какой фарватер предлагает.
Развернутым ответом на эти вопросы могут быть только все 50 страниц Концепции. Такой объем цитирования, точнее – дублирования щедро иллюстрированного текста находится за пределами редакционных возможностей. Поэтому мы ограничимся подборкой характерных выдержек, взятых из разных глав документа.
 

 

ВЛИЯНИЕ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

 

...Качество жизни в городе формируется многими составляющими, важнейшей из которых, безусловно, является транспортная доступность всех его районов и главных объектов городской инфраструктуры. Транспортная система – это будущее города, поскольку она предназначена не только для текущего передвижения людей, но и во многом формирует архитектурный облик города, контролирует использование территории, а при необходимости даже ограничивает ее рост.

 

По оценкам европейских экспертов, качество жизни на одну треть зависит от состояния городской мобильности, ее устойчивости, а также безопасности для людей и природы. Состояние мобильности во многих странах расценивается как равенство возможностей, гарантируемых каждому человеку Конституцией. Город, удобный для жизни, должен быть красивым, уютным и функциональным. Принять правильное решение о том, как это сделать, могут помочь его жители, ведь именно они заинтересованы в доступном общественном транспорте, безопасных пешеходных и велосипедных зонах, удобных парковках, а также комфортных общественных пространствах.

 

Обязанность городских властей – создать для людей такие условия, при которых они сами смогут выбирать наиболее удобный и безопасный способ передвижения, а также сокращать свои вынужденные поездки, поскольку общественные места и базовые услуги станут более доступными.

 

В целом комфортная городская среда способна в значительной степени нивелировать имущественное неравенство людей, однако обеспечить решение этой социально значимой задачи возможно только на основе системного подхода, базой которого станет комплексное использование инструментов градостроительного и транспортного планирования.

 

В успешных городах мобильность участвует в обеспечении справедливого доступа всем городским жителям к работе, образованию и здравоохранению, социальным услугам и досугу, расширяет возможности их участия в общественной жизни. В свою очередь, создание экологически чистой и безопасной городской среды с высоким уровнем транспортной доступности, как правило, приводит к росту цен на недвижимость, повышению оборота объектов торговли и сферы обслуживания...

 

 

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В НОВОПОЛОЦКЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

 

От хорошего – к лучшему......Трамвай как один из наиболее экологичных и перспективных видов общественного транспорта должен получить в Новополоцке новое и системное развитие, нацеленное на перевозки пассажиров по всей территории города, а не только в сообщении город – юго-западная промышленная зона.

 

Для привлечения пассажиров необходимо продлить трамвайную линию в восточном и западном направлениях, прежде всего в район больничного городка, с созданием двух новых разворотных колец на территории основной жилой застройки. Новые трамвайные линии должны располагаться не только на обособленном полотне, что обеспечит высокую скорость перевозки пассажиров и их безопасность. В результате появится возможность уменьшить транспортную нагрузку на улицу Молодежную за счет сокращения интенсивности движения маршрутных автобусов, а также привлечь горожан к перемещению по городу на трамвае вместо использования личных автомобилей.

 

Характеризуя условия для мобильности, которые сложились в Новополоцке, следует отметить сильную зависимость города от личного автомобиля, поскольку сохраняется возможность свободной парковки возле общественных зданий, на производственных площадках и внутри жилой застройки.

 

Для индивидуальной мобильности, несомненно, наилучшим вариантом является личный автомобиль, однако их массовое использование создает множество проблем. Новополоцк к таким масштабам автомобилизации просто не приспособлен. Поэтому потенциальные преимущества автомобиля превратились в такие угрозы, как пробки, загрязнение окружающей среды и несанкционированный захват общественных пространств. Из-за личных автомобилей, сутками простаивающих без движения во дворах и на тротуарах, затруднена работа служб экстренного реагирования, в том числе скорой медицинской помощи, пожарных и иных аварийных подразделений.

 

Ущемляется также право на мобильность тех людей, чей достаток не позволяет купить и содержать личный автомобиль...

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГОРОДЕ

 

...Автомобилизация населения, по уровню которой Новополоцк уже догоняет Москву и другие крупнейшие европейские города, оказывает негативное влияние на экологию города, при этом значительную долю в приросте составляют изношенные и экологически небезопасные автомобили устаревших конструкций. В результате только транспортными средствами в атмосферу ежегодно выбрасывается около 5 тысяч тонн вредных веществ. И хотя вредные выбросы от транспортных средств в Новополоцке в десять раз меньше, чем от стационарных источников, эта пропорция постепенно меняется в сторону увеличения доли транспортной составляющей.

 

На величину выбросов влияет не только общая численность автомобильного парка, но и пропускная способность дорожной сети. Доказано, что неравномерный режим движения транспорта приводит к росту вредных выбросов в три-четыре раза. Особая опасность выхлопных газов автомобильных двигателей в том, что поступают они в приземные слои атмосферы непосредственно в местах нахождения большого количества людей и содержат более сотни вредных химических веществ, в том числе и канцерогенного характера...

 

 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НОВОПОЛОЦКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 

Фото Николая АвсееваОсвоение территорий, расположенных вдоль улицы Молодежной, продолжается до сих пор, однако в своем направленном линейном развитии город приблизился к определенному порогу, за которым рациональная организация его пространства без возведения нового моста уже не представляется возможной.

 

В целом развитие Новополоцка и окружающего его региона носит агломерационный характер, поскольку включает три центра системы расселения: непосредственно сам город, городской поселок Боровуха (в ближайшие годы он должен приобрести статус регионального туристско-рекреационного центра) и деревню Междуречье. Развиваются коттеджные и дачные поселки, обновляется застройка близлежащих деревень: налицо тенденция Новополоцка «расползаться» на окружающие его территории.

 

Новополоцк имеет тесные региональные связи с Полоцком, образуя с ним парный центр городского расселения в «белорусском Поозерье». Помимо промышленных предприятий («магнитов» трудовой миграции) объектами, генерирующими постоянные потоки пассажиров между двумя городами, являются железнодорожный вокзал, университет, спортивные и другие сооружения. Единая сеть коммуникаций обеспечивает не просто транспортную связь, но и способствует использованию жителями Новополоцка и Полоцка тех исторических, архитектурных, образовательных, культурных, торговых и административных объектов, которые составляют их общую ценность.

 

Разумное использование агломерационных связей создает предпосылки для согласованного развития двух городов за счет строительства объектов инфраструктуры более высокого ранга, предназначенных для совместного использования. Поэтому модернизированная транспортная система (новые трамвайные линии и мост через Западную Двину) во многом будет определять не только дальнейшее развитие Новополоцка и Полоцка, но и станет планировочным каркасом всего региона.

 

 

КУРС НОВОПОЛОЦКА НА УСТОЙЧИВУЮ МОБИЛЬНОСТЬ

 

... Проблема устойчивой мобильности настолько сложна и значима для будущего развития города, что только глубокое и комплексное исследование всех ее составляющих и взаимосвязей может дать правильное представление о направлениях ее достижения. В качестве основных ориентиров движения к цели могут быть названы:

 

  • формирование более безопасного и чистого городского пространства за счет снижения негативного влияния транспорта на здоровье людей и окружающую среду;

 

  • улучшение доступности городских объектов, в том числе мест работы или учебы, за счет их рационального размещения;

 

  • повышение скорости сообщения и уровня комфорта общественного транспорта, что сделает его более привлекательным для городских передвижений;

 

  • создание условий для удобных передвижений пешком и на велосипедах;

 

  • защита жилых и общественных территорий от избыточного присутствия личных автомобилей;

 

  • учет интересов людей с ограниченным возможностями передвижения;

 

  • обеспечение транспортной и экологической безопасности, которые самым непосредственным образом содействуют сохранению здоровья всех жителей города...

 

Последний раздел Концепции посвящен инструментам превращения Новополоцка в город, удобный для жизни. Он отличается от аналитики предшествующих глав предметностью и материальной конкретикой. Поэтому о нем нужно говорить отдельно. Комментируя тезисы, иллюстрируя «болевые точки», акцентируя внимание на европейском опыте, который достоин тиражирования в наших условиях. Такой разговор на страницах «НС» мы обязательно составим.

 

А в завершение этого материала хотелось бы сказать следующее. Пальцы врозь – не кулак. Горожане, разобщенные мелкособственническими рефлексами, не сила. Город – общее достояние, следовательно, требует учета интересов всех слоев населения. Взрослые и дети, сильные и слабые, богатые и не очень должны быть равны по отношению к дарам современной мобильности. И мы должны сообща стремиться к такой идиллии. Концепция «Сделаем город удобным для жизни» по сути своей приглашение к судьбоносному разговору, который уводит общественную мысль в будущее. Потому что это не набор догматических утверждений, а коммуникативная платформа, готовая предоставить слово любому новополочанину, если ему есть что сказать.

 

 

Владимир ФАКЕЕВ, "НС"

Фото Николая Авсеева

 

 
Ими гордится Новополоцк
Вопрос-ответ
Одно окно
Обращения граждан и юридических лиц
Вакансии
ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ВЕКТОР-ТВ
http://www.president.gov.by
http://government.gov.by
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
http://www.ncpi.gov.by/ncla/debur/
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
http://www.government.by/ru/rus_businessacts_20.html
http://export.by/
http://www.vitebsk-region.gov.by/
http://president.gov.by/press10664.html
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА [Единый портал электронных услуг]
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ

Соглашение Мэров по климату и энергии

55 добрых дел к юбилею города
Новополоцкий центр предпринимательства и недвижимости

Яндекс цитирования

   Все права защищены Законом Республики Беларусь.
   При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


Рекомендуемое разрешение экрана 1280х1024
Дизайн ИЦ ПГУ