«Трамвайный парк» был образован производственным объединением «Полимир» в 1974 году для перевозки работников объединения и жителей города Новополоцка.
20.05.1974 года была успешно произведена обкатка трамвайного вагона марки КТМ-5М3 и испытание трамвайной линии, а 23.05.1974 года уже первые пассажиры доставлялись на работу и с работы в город.
Производственные мощности депо: ремонтная зона, зона обслуживания и т. д., спроектированы и построены под сто единиц подвижного состава, в то время как парк составляет 35 вагонов.
Проектом строительства трамвайной линии было предусмотрено два маршрута: первая очередь трассы трамвайной линии от завода «Измеритель» до ПО «Полимир», другая – от Трамвайного депо до производственного объединения «Нафтан».
В дальнейшем планировалось продление линии до г.Полоцка, но этот проект так и не был осуществлен.
С февраля 2003года в результате реорганизации отдельных подразделений РУП «Полимир» и согласно Решению Новополоцкого городского Совета Депутатов №120 от 27.12.2002 года, Распоряжению Новополоцкого коммунального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства №09/39 от 22.01.2003года, Трамвайный парк города Новополоцка является самостоятельным предприятием, основанным на государственной (коммунальной) форме собственности.
Собственник предприятия – административно-территориальная единица город Новополоцк. Полномочия собственника осуществляет Новополоцкий городской Совет Депутатов. Учредителем организации являлось Новополоцкое коммунальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с Постановлением, Совета Министров РБ. От 12.01.2005года №28 «О передаче государственного регулирования и управления городским электрическим транспортом от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Министерству транспорта и коммуникаций РБ», Собственником Предприятия 08.12.2005года было принято решение: «Поручить Новополоцкому городскому Исполнительному комитету, выступить в роли учредителя с возложением на него функции непосредственного руководства организацией».
С 1 января 2006 года НТ КУП «Трамвайный парк» вошел в состав Министерства транспорта и коммуникаций.
Сегодня предприятие НТ КУП «Трамвайный парк» является одним из четырех трамвайных депо расположенных на территории Республики Беларусь.
Город Новополоцк является крупнейшим нефтехимическим комплексом в Республике, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на экологии. Новополоцк относится к числу городов с наиболее высокой плотностью эмиссии вредных веществ.В общем загрязнении атмосферного воздуха, помимо стационарных источников, негативную роль играет и автомобильный транспорт, количество которого с каждым годом увеличивается. Если эта тенденция сохранится, в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейна автомобильным транспортом будет представлять очень серьезную опасность. Новополоцк первым из белорусских городов приступил к разработке плана устойчивой городской мобильности, присоединившись к глобальной международной инициативе. В планах – совершенствование транспортной инфраструктуры, развитие велосипедного движения, увеличение доли трамвайных перевозок.
Решением Новополоцкого городского Совета депутатов от 31.01.2013г. №189 утверждена инновационная программа в отрасли «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство» с оплатой работ по объекту «Строительство инженерно-транспортной инфраструктуры» – продление трамвайных линий (включая разработку проектно-сметной документации). Планируется продление трамвайной линии от остановки «завод Измеритель» до поселка «Полимировский». В дальнейшем рассматривается перспектива развития трамвайного движения до города Полоцка.
В настоящее время выполнен первый этап проектно-изыскательских работ на сумму один миллиард рублей (до деноминации).
Предприятие состоит из участков:
• участок эксплуатации подвижного состава;
• участок по ремонту подвижного состава;
• участок энергохозяйства;
• ремонтно-механический участок;
• участок по производству оконных блоков и дверей из ПВХ.
Современное предприятие трамвайного парка – это коллектив, где 131 работающий, по 30 специальностям. Которые решают следующие основные задачи: - качественное транспортное обслуживание населения; - проведения технического обслуживание и ремонта подвижного состава, узлов и агрегатов; - комплексное электроснабжение подвижного состава, депо, мастерских; - обеспечение организации движения; - обеспечение устойчивой работы путевого хозяйства, специальной техники, оборудования, вспомогательных устройств и механизмов; - решение экономических, технических, специальных и ряда других задач; - оказание платных услуг населению.
НТ КУП «Трамвайный парк» осуществляет следующие виды деятельности:
• производство окон и дверей из ПВХ с комплектующими (подоконники, отливы, москитные сетки).
Ежегодная перевозка пассажиров составляет около 1,5 млн. человек.
Длина трамвайной линии – 10 километров с 14 остановочными пунктами.
В настоящее время трамвайный парк насчитывает 35 трамвайных вагонов, из них: 6 единиц специальной техники, 29 пассажирских вагонов.
Парк пассажирских трамваев составляет:
• 17 вагонов модели КТМ 5М3 – Усть-Катавский вагоностроительный завод; • 10 вагонов модели АКСМ 60102 – Белкоммунмаш; • 1 вагон модели АКСМ 62103 – Белкоммунмаш; • 1 вагон модели АКСМ 802 – Белкоммунмаш.
КТМ-5 – 4-осный 3-дверный трамвай с реостатно-контакторной системой управления тяговыми электродвигателями. Одна из самых массовых моделей трамваев выпускалась на Усть-Катавском вагоностроительном заводе с 1969 по 1992 годы. Внешне узнаваема благодаря широким одностворчатым дверям с цепным приводом, сдвигающимся по боковинам во время остановки. Вагоны составляют около 60 % парка в Новополоцке. Эксплуатируется как в одиночном варианте, так и по системе многих единиц (два вагона).
АКСМ-60102 – односекционный, с двумя моторными тележками,трехдверный трамвай с тиристорно-импульсной системой управления тяговыми электродвигателями постоянного тока. Трамваи поставляются вг. Новополоцк с 2004 года. Вагоны не могут эксплуатироваться по системе многих единиц
АКСМ-62103 – односекционный, с двумя моторными тележками, трехдверный трамвай с переменным уровнем пола и асинхронными двигателями. Усовершенствованная модель трамвая АКСМ-60102с транзисторной системой управления тяговыми двигателями переменного тока, с измененной светотехникой, бамперами и остеклением около центральной двери. Приборы и электроника вагона стали более современными с использованием бортового компьютера
• Современный дизайн, светлый и просторный салон • Синхронизированная визуальная и акустическая информационные системы для пассажиров • Внешняя обшивка выполнена из панелей, изготовленных из композиционных материалов • Внутренняя обшивка – пластик и алюминиевые панели, композиционные материалы • Для облегчения доступа пассажиров с ограниченной возможностью установлены: места для инвалидной коляски с системой фиксации и системой оповещения водителю, аппарель с ручным управлением, сидячие места для пассажиров с ограниченной мобильностью • Привод на каждую ось и управление с помощью IGBT-модулей • CAN-Bus-управление и диагностика • Счётчик электрической энергии • Рама тележки шарнирной конструкции обеспечивает прохождение неровностей трамвайных путей без кососимметричных нагрузок на элементы тележек • Светодиодное освещение кабины и салона.
* * *
НТ КУП «Трамвайный парк» – это небольшой, но очень дружный и сплоченный коллектив профессионалов своего дела. Это коллеги, которые всегда готовы поддержать и прийти на помощь в трудную минуту. Опытные мастера своего дела,передающие свои знания и навыки, наработанные годами молодому поколению.
По итогам работы за 2015 год среди предприятий транспорта и связи НТКУП «Трамвайный парк» был занесен на городскую Доску Почета.
В 2016 году слесарю-электрику Иваненко Геннадию Владимировичу и водителю трамвая Шелковой Татьяне Владимировне была объявлена благодарность председателя Новополоцкого городского исполнительного комитета за многолетний добросовестный труд.
Новополоцкое транспортное коммунальное унитарное предприятие «Трамвайный парк» • Новополоцкое транспортное коммунальное унитарное предприятие «Трамвайный парк» • Новополоцкое транспортное коммунальное унитарное предприятие «Трамвайный парк» • Новополоцкое транспортное коммунальное унитарное предприятие «Трамвайный парк» • Новополоцкое транспортное коммунальное унитарное предприятие «Трамвайный парк» • Новополоцкое транспортное коммунальное унитарное предприятие «Трамвайный парк»