В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002г. №90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав) государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы, координирующая функция закреплена за Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. В соответствии с нормативными предписаниями статьи 43 Закона о защите прав, в целях защиты прав потребителей местные исполнительные и распорядительные органы обязаны: при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы) в соответствии с их компетенцией;
направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;
при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений;
направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя;
За 9 месяцев 2020 года в сфере защиты прав потребителей рассмотрено отделом торговли и услуг Новополоцкого городского исполнительного комитета 16 обращений граждан, в том числе в сфере торговли – 10, в сфере оказания бытовых услуг – 6. По результатам рассмотрения обращений вынесено 1 предписание об устранении нарушений законодательства, составлен 1 протокол об административном правонарушении. Кроме того, в досудебном порядке возмещено материального ущерба на сумму 6,4 тыс. рублей. Также в суд г. Новополоцка направлено исковое заявление в интересах потребителя, по результатам рассмотрения которого потребителю возмещен материальный вред в размере 0,1 тыс. руб. Анализ обращений граждан по защите прав потребителей показывает, что обращения граждан в основном содержат следующие вопросы: - качество реализованного товара/оказанной услуги (выполненной работы); - нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара. Начиная с 1998 года ежегодно 15 марта в Республике Беларусь на государственном уровне отмечается День потребителя. В рамках проведения Дня потребителя в средствах массовой информации широко освещаются вопросы защиты прав потребителей, оказывается практическая помощь населению в разрешении конфликтных ситуаций. Организовываются «горячие линии» по вопросам потребительской тематики с привлечением специалистов различных служб, распространяются листовки – памятки «О правах потребителя». В крупных торговых объектах создаются консультационные пункты по информированию граждан об их потребительских правах. В торговых центрах и на рынках по звуковой радиосвязи транслируется разъяснение отдельных статей Закона о защите прав. Девиз Дня потребителя в Республике Беларусь в 2020 году – «За ответственное потребление». Продвижение идеи рационального и ответственного потребления является актуальной для жителей не только нашей республики. Это глобальная проблема, решение которой зависит от участия каждого человека. Справочно: Согласно исследованиям географического издания National Geographic Россия, около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций треть продовольствия, производимого в мире для потребления человеком ежегодно, а это примерно 1,3 миллиарда тонн, не применяется по назначению или расходуется впустую. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства является одной из Целей устойчивого развития, принятых государствами – членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Устойчивое потребление и производство направлено на то, чтобы «делать больше и лучше меньшими средствами», наращивая выгоду от экономической деятельности за счет сокращения объема использования ресурсов, эффективного управления способами утилизации загрязняющих веществ, поощрения переработки и уменьшения отходов при одновременном повышении качества жизни. |