Новости города

08.05.2024

Великая Победа – гордость поколений! В преддверии 9 мая в Новополоцке прозвучали «Победные Марши». В году нынешнем фестиваль прошел в 15 раз. На один день главная площадь города превратилась в настоящую концертную площадку. Его участниками стали более 500 человек.

07.05.2024

Творческие и амбициозные, готовые ради 5-минутного новостного сюжета преодолевать километровые расстояния и работать 24/7. Это все о них – представителях интереснейшей телевизионной профессии. Для нас, зрителей, это магия, для них же – ежедневный кропотливый труд.

06.05.2024

Примите искренние поздравления с профессиональными праздниками: Днем печати (5 мая), Днем радио, телевидения и связи (7 мая)!

05.05.2024

Свое профессиональное торжество сегодня встречают все те, кто причастен к печатному слову – это издатели, редакторы, полиграфисты, верстальщики, журналисты. В их числе - и коллектив городской газеты «Новополоцк сегодня». Чем сегодня живут печатные СМИ и как удерживают своего читателя?

05.05.2024

Примите искренние поздравления с Воскресением Христовым! Каждую весну великий праздник светлой Пасхи наполняет сердца людей искренней радостью, любовью и стремлением творить добро. Он имеет особый нравственный смысл, несет в себе негасимый свет веры и надежды.

04.05.2024

В ночь с 4 на 5 мая 1944 года партизаны Ушаччины совершили легендарный прорыв вражеской блокады. Народные мстители Полоцко-Лепельской зоны вырвались из окружения нацистов и сумели вывести 15 тысяч мирных жителей.

Экономика Республики Беларусь ориентирована на инновационный путь развития. Государство, со своей стороны, прилагает все усилия для эффективной реализации такого направления. Основными направлениями экономической политики Республики Беларусь в сфере инновационной деятельности являются: государственная поддержка и координация научных исследований по приоритетным направлениям развития национальной экономики; формирование условий для быстрого внедрения в производство достижений науки и передовых технологий; создание благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для развития конкуренции и предпринимательства в сфере науки и инновационной деятельности; совершенствование правовой защиты интеллектуальной собственности >>

Экономика Республики Беларусь ориентирована на инновационный путь развития. Государство, со своей стороны, прилагает все усилия для эффективной реализации такого направления. Основными направлениями экономической политики Республики Беларусь в сфере инновационной деятельности являются: государственная поддержка и координация научных исследований по приоритетным направлениям развития национальной экономики; формирование условий для быстрого внедрения в производство достижений науки и передовых технологий; создание благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для развития конкуренции и предпринимательства в сфере науки и инновационной деятельности; совершенствование правовой защиты интеллектуальной собственности. Проводится большая работа по созданию благоприятного инвестиционного климата для обеспечения роста инвестиционного потенциала, в том числе за счет собственных средств организаций, средств республиканского и местных бюджетов, населения, кредитов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также за счет привлечения иностранных инвестиций и проведения эмиссии ценных бумаг; по проведению структурных преобразований в национальной экономике на основе финансирования инвестиционных проектов с высокими наукоемкими, ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями, приоритетного развития производств, позволяющих максимально использовать конкурентные преимущества Республики Беларусь, а также решения социальных задач общегосударственного значения.

 

С целью эффективной реализации "инновационного направления" в экономике в налоговом законодательстве Республики Беларусь предусмотрен ряд льгот для субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные и инновационные проекты.

 

К налоговым льготам, стимулирующим развитие инвестиционных и инновационных проектов можно отнести:

 

  • освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь (п.п. 2.31 п.2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991г. №1319-XII "О налоге на добавленную стоимость");

 

  • освобождение от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки для организаций, осуществляющих научную деятельность, – в части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджета (п. 3 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 26.12.2007г. №303-З "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год");

 

  • уменьшение прибыли, облагаемой налогом на прибыль на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли производится при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на 1-е число месяца, в котором прибыль была направлена на такие цели (п.п. "в" п.2 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991г. №1330-XII "О налогах на доходы и прибыль");

 

  • освобождение от обложения налогом на недвижимость впервые введенных в действие зданий и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента их ввода в эксплуатацию (п.1 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 23.12.1991г. №1337-XII).

 

Кроме того, обращаем внимание плательщиков, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2008 года №204 "О дополнительных источниках капитальных вложений" в целях создания дополнительных источников капитальных вложений, установлено, что организациями, реализующими инвестиционные проекты в соответствии с бизнес-планами, утвержденными и согласованными (прошедшими экспертизу) в установленном порядке, в 2008 – 2010 годах при исчислении налога на прибыль уменьшение облагаемой налогом прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства и на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, производится без учета сумм амортизационных фондов, не использованных данными организациями на 1 января 2005г., в размерах, не превышающих суммы неиспользованных этими организациями амортизационных фондов на 1 января 2008г. При этом, следует иметь ввиду, что данный Указ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2008г.

 

Особое внимание следует уделить порядку налогообложения услуг (работ) по разработке и реализации инвестиционных проектов, в частности, когда такие работы (услуги) резиденты Республики Беларусь выполняются (оказываются) для резидентов Российской Федерации. Основной проблема состоит в том, как определить место оказания данных услуг и следует ли исчислить НДС?

 

Так, согласно статьи 2 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991г. №1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

 

В соответствии со статьёй 3 Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, подписанного сторонами 23 марта 2007г., местом реализации работ, услуг признается территория государства Стороны, если работы, услуги приобретаются налогоплательщиком государства этой Стороны при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных и маркетинговых услуг, а также услуг по обработке информации и при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005г. №158 "Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов" определено, что бизнес-план включает в себя в том числе такие разделы, как: "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга", "Производственный план", "Организационный план", "Инвестиционный план", "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности", "Показатели эффективности проекта". Следовательно, услуги по разработке бизнес-плана относятся к инжиниринговым услугам, поскольку являются услугами, подобными услугам по подготовке технико-экономических обоснований.

 

Исходя из статьи 1 Протокола от 23 марта 2007г. "инжиниринговые услуги" – инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). Необходимо отметить, что согласно Положению о механизме взимания косвенных налогов и контроля за фактическим перемещением товаров (работ, услуг) при переходе на их взимание по принципу страны назначения, являющемуся приложением к Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами – участниками Содружества Независимых Государств, заключенному в Москве 25.11.1998, подготовка бизнес-планов относится к инжиниринговым услугам, о чем прямо указано в вышеназванном Положении.

 

Таким образом, если услуги по подготовке бизнес-плана приобретаются налогоплательщиком Российской Федерации, то местом данных услуг не является территория Республики Беларусь. Следовательно, резидент Республики Беларусь не исчисляет НДС из стоимости данных услуг, но отражает оборот по реализации услуг по строке 8а налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость.

 

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что в Республике Беларусь созданы благоприятные условия для реализации инвестиционных и инновационных проектов как для инвестора, так и для субъектов хозяйствования, выполняющих для него работы (оказывающих услуги). Использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и преференций требует от плательщиков более высокого уровня налоговой грамотности, поскольку сопряжено с необходимостью соблюдения особых условий, предусмотренных нормативно-правовыми актами, однако существенно повышает эффективность инвестиционных или инновационных проектов.

 

Беркозова Т.Н.,

начальник отдела контроля

за налогообложением предприятий

с иностранными инвестициями

ИМНС Республики Беларусь по г.Новополоцку.

Интернет-ресурсы